Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска 

Продолжительность занятия – 20 минут

Занятие:  групповое

Цель:  вызвать интерес у детей к изучению фольклора, игре на народных шумовых инструментах.

Задачи:

  • Разучить упражнения на дыхание и распевание голосовых связок.
  • Дать знания о детском шуточном фольклоре, народных шумовых инструментах.
  • Обучить игре на ложках, трещотке, бубне.
  • Разучить музыкальное произведение шуточного фольклора «Жила – была бабка»
  • Продемонстрировать выученный песенный материал с соединением игры на шумовых инструментах.

Оборудование: Баян, шумовые инструменты, компьютер, проектор.

Форма занятия: теоритическая, практическая.

Приём  занятия: объяснительно – иллюстративный

Методы занятия:

-формирования сознания, понятий, взглядов (рассказ, беседа);

-формирования вокального опыта (упражнения, игры);

-стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение).

 

План занятия:

1.     Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Настрой на занятие.

2.     Распевание голосовых связок.

Упражнение на дыхание.

Кричалки.

3.     Развитие темы.

Сообщение темы. Рассказ о детском шуточном фольклоре, музыкальных шумовых инструментах.

4.     Обучение игре на ложках, трещотке, бубне.

5.     Разучивание песни «Жила – была бабка»

Показ. Работа с текстом. Разучивание мелодической части. Соединение текста с мелодией.

6.     Итог занятия.

Демонстрация изученного материала.

Опрос.

 

 

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! В этот прекрасный осенний день, мы с вами проведём открытое занятие на тему «Детский шуточный фольклор».  Готовы ли вы сегодня петь вместе со мной, будите ли вы сегодня моими помощниками.

Но для начала, чтоб  с вами беседовать, мы разогреем голосовые связки. Первое упражнение, которое мне хотелось бы с вами выучить, это упражнение на дыхание.

Упражнение: Энергично вдохните через нос и выдохните, при этом на вдохе сжимаем запястья на выдохе - разжимаем. Это упражнение послужит массажем для связок. ( повторить 4 раза, затем ещё 4 раза)

Замечательно вы справились с упражнением на дыхание, дальше покричим, крик тоже способствует развитию голоса. Но кричать нужно правильно. Представьте, что вы кого-нибудь зовёте! (Показ педагога) Слышите, мой голос отдался эхом. То есть с некоторой силой его направила вперёд. Давайте попробуйте и вы, сначала по одному кричим звук «А», затем в конце все вместе «А-я–я-я-я-я-яй». Готовы? Начинаем!

Молодцы ребята!

А кто может сказать, что такое фольклор? Как вы понимаете это слово?

В переводе слово фольклор означает – народ поёт. Проще говоря, фольклор это всё то, что создано народом, и передаётся из поколения в поколение.

А всё начинается с колыбельной песни, с потешек, прибауток. Как вы думаете кто чаще всего поёт колыбельные песни, рассказывает потешки и прибаутки? Конечно же, мама. Загадки, пословицы, поговорки, сказки, считалки, игры, песни. А ещё игра на музыкальных инструментах, тоже является частью фольклора. Какие музыкальные шумовые инструменты вы знаете? (Ребята говорят)

Всё правильно вы сказали, обратите внимание на слайды, какие инструменты вы не назвали.

Сегодня я научу вас простейшей игре на ложках, трещотке и бубне. Ложки состоят из черенка и черпака, держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Попробуйте ударить в ложки! А теперь под музыку!

Трещотка! Ещё один ударный шумовой инструмент. Состоит она из набора дощечек, соединенных между собой верёвкой. Для того чтоб дощечки не соприкасались друг с другом, между ними вверху есть небольшие пластинки. За счёт этого образуется довольно специфический звук, напоминающий треск. (Показ педагога) Попробуйте и вы ребята!

Бубен! У бубна есть деревянный обруч с отверстиями, в которые вставлены металлические тарелочки-погремушки. Вот такой звук издаёт бубен. (Показ педагога) Попробуйте и вы ребята!

Вот вы и познакомились с некоторыми шумовыми инструментами. Пришло время разучивать песню. О песне мы уже говорили с вами, что песня это часть фольклора. Песни бывают веселыми, грустными, плясовыми и шуточными. Вот сейчас мы и разучим шуточную песню «Жила – была бабка». Текст у неё не сложный. Я сейчас вам проговорю текст, а вы представляйте картинку этого текса в своих мыслях, для того чтоб быстрее запомнить данный текст. (Педагог произносит текст песни)

Учить текст песни будем по две строчки. (Идет разучивание текста)

Слова выучили, приступаем к мелодической части. (Показ голосом педагога, разучивание мелодии)

Этот куплет будет повторяться три раза. Сначала в медленном темпе, затем чуть быстрее, и третий раз в быстром темпе. Между куплетами, а так же после третьего куплета, будут проигрыши, где мы будем играть в ложки. В проигрышах, необходимо соблюдать определённый ритмический рисунок. Послушайте! (Показ педагога) Повторите?  

Ребята, давайте соединим пение с игрой на музыкальных инструментах. (дети исполняют)

Есть такое украшение в вокале называется, глиссандо, это плавное скольжение от одного звука к другому. (Показ педагога) В проигрышах можно использовать этот приём. Девчата, попробуем? (Девочки исполняют) Молодцы!

Давайте исполним произведение в готовом виде, играя на ложках и исполняя глиссандо в проигрышах. В конце исполнения произведения, необходимо сделать точку, мы поднимем руки вверх.

Подведение итогов.

В заключении ещё раз хочется, чтоб вы исполнили выученную песню. Все всё помнят, ни чего не забыли? Готовы? Можно начинать!

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с детским шуточным фольклором, с музыкальными инструментами. На каких инструментах вы сегодня играли? (Дети отвечают) Какую песню мы с вами сегодня выучили? (Дети отвечают). Вам понравилось? (Дети отвечают). А кто из вас хотел бы заниматься фольклором? (Дети отвечают).

Спасибо вам милые ребята за занятие!!!

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска