Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска 

Январь 2020

24 Январь 2020

Магия янтаря

Ежегодно «Музей янтаря» г. Калининграда проводит областной конкурс детского и юношеского творчества «Магия янтаря». Его традиционная тема - янтарь и то волшебство, которое видели в нем люди в древности.
В четверг 23 января 2019 года на торжественной церемонии были объявлены победители.
Поздравляем ребят студии «Я рисую» Дома детского творчества (руководитель Мунтян Ольга Владимировна):
Судакова Варвара – 1 место,
Шелестова Василиса - 3 место.
Желаем всем ребятам творческого вдохновения и побед!

Читать далее

20 Январь 2020

Образовательная экскурсия

В период подготовки к предстоящим робототехнических соревнованиям, учащиеся объединения" Легомастер" (рук. Кустова И.В.) побывали на экскурсии на фабрике шоколада " Белгостар" Узнали о том,какое оборудование используется для производства шоколада, какие профессии есть на

Читать далее

Цикл фольклорных праздников «Мы живы – пока живут наши традиции»

Латышева О.В., педагог д/о МАУДО ДДТ г. Балтийска

Цикл фольклорных праздников «Мы живы – пока живут наши традиции»

В сегодняшнее время, очень сильно ощущается разрыв прошлого с настоящим. Память уходит из умов и сердец наших. Забывается история наших предков, забываются русские народные традиции и обычаи.  А как же важно помнить, ведь это наши корни, это наше русское.

Уверенно можно сказать, что большинство людей в наше время, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили наши предки? Как работали, как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.     

        Важно то, что бы ребёнок  как можно раньше соприкоснулся с тем добрым наследием, что оставили прадеды наши, веками отбирая всё самое лучшее, бережно сохраняя и передавая это из поколения в поколение. Я, как руководитель фольклорного ансамбля, считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать уважение к ней, привить любовь к народному творчеству.

         В связи с актуальностью данной проблемы возникла идея разучивать с ребятами фольклорного ансамбля русские народные праздники. Но не просто разучивать, но и играть их. Благодаря этому, возникла идея создать цикл фольклорных праздников, которые будут включать в себя, все особенности национальных традиций и обрядов. Здесь дети знакомятся с обычаями, пословицами, поговорками, играми, поверьями и с бытом русского народа.

Вот некоторые фольклорные праздники цикла:

Фольклорный праздник «Боярыня капуста» (приложение 1);

Фольклорный праздник «В гостях у варежки» (приложение 2);

Фольклорный праздник «Масленка-облизуха» (приложение 3);

Фольклорный праздник «Сороки» (приложение 4).    

Цель: Привить детям любовь к русскому народному творчеству.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитание чувства глубины принадлежности к родному народу, его истории и культуре.

-  воспитание средствами народного искусства активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.

Образовательные:

- ознакомление с народным круглогодичным календарём.

- знакомство с русскими традициями – играми, хороводами, народными календарными и семейными обрядами, праздниками.

Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся.

- развитие у детей музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и воображения.

Приложение 1

Фольклорный праздник «Боярыня капуста»

(для детей 7-13 лет)

Одним из осенних праздников, является праздник капусты. Этот праздник

зародился в середине 19 века, и сохранился до нашего времени. Но если раньше это было настоящим праздником и весельем, то сейчас это просто обычный день заготовки капусты на зиму.

Цель: Познакомить детей с фольклорным праздником.

Задачи:

  • Оформить помещение под избу.
  • Познакомить с традициями засолки капусты.
  • Разучить хороводы, игры, поговорки о капусте.
  • Провести мастер-класс.

Участники: педагоги, обучающиеся начальных классов.

Ход праздника:

У печки сидит Хозяйка, напевает песню, поджидая подружек. И тем временем наводит порядок возле печи.

Хозяйка (смотрит в окно):Где ж мои подруженьки, где ж они задерживаются?

(Стук в дверь.)

Девушка 1: Здравствуй, хозяюшка!

Девушка 2: Мир твоему дому!

Девушка 3:А мы к тебе на капустные вечера приехали.

Девушка 4:На конях!

Девушка 5: На соболях!

Девушка 6: На лисицах!

Девушка 7: На горностаях!

Хозяйка: Где это вы затерялись? Я уж  подумала, не явитесь!

Уж вы, кумушки-голубушки мои!

Вы пройдите поработать у меня!

Помогите мне капусту порубить!

Помогите-ка её мне посолить!

Все девушки: Мы за этим и приехали!

Хозяйка: Проходите, девицы, проходите, красавицы, будьте как дома! Давно вас поджидала, работу без вас  не начинала! Ну что, примемся за капусту?

Подружки тихонько переговариваются.

Девочка 1(выкрикивает): А как же чай, песни да игры?

Хозяйка: Тссссс, сначала дело, потом пироги да веселье!

А вы знаете, что капусту солят по разным рецептам? Например, с клюквой, с брусникой и с яблоками! А у вас рецепт какой?

(Девушки по одной начинают рассказывать рецепт засолки капусты, при этом показывая.)

Чищу, режу я капусту!

А потом, морковку тру!

Посолю её немножко и в бочонок уложу!

А когда она забродит, стану палкой протыкать!

Пару дней она побродит, нужно в погреб выносить!

А не то, её придется, козам всю потом скормить!

Хозяйка: Рецепт мне ваш знаком.

Если вы готовы, тогда мойте ручки свои белые, да берите кочаны спелые!

Кто пироги любит есть, для того тут работа есть!

(Хозяйка говорит, кто, что будет делать, при этом раздаёт подружкам фартуки)

Марфушечке-душечке, кочаны носить!

Наталье – красе, их резать!

Танюшке, солить!

А Катюшке их мять, да и в бочку толкать.

Морковку тереть, у нас будет Маруся!

Вот и вся работа!

А я тем временем за пироги возьмусь!

(Солится капуста)

Хозяйка: Капусту посолили, а про оберег забыли!

На что только не шли хозяюшки, чтоб капуста стояла долго и не портилась, была вкусной и хрустящей. Даже мастерили обереги. Вот и нам нужно сделать оберег для нашей капустки, чтоб удалась на славу!

(Хозяйка с подружками мастерят КУКЛУ - ОБЕРЕГ для капусты.)

Хозяйка: Вот мы и закончили! Заводите-ка, девицы, хоровод про капусту нашу белокочанную!

(ХОРОВОД «ВЕЙСЯ, ЗАВЕЙСЯ, КАПУСТА»)

Хозяйка: А давайте вспомним, какие поговорки народ сложил о капусте!

Девушка 1: «Хлеб да капуста, лихого не допустят»

Девушка 2:«Для чего же огород городить, коль капусту не садить»

Девушка 3: «Капуста любит воду, да хорошую погоду»

Девушка 4: «Сентябрь яблоками богат, а октябрь капустой»

Девушка 5: «Без капусты, щи не густы»

Хозяйка: Пока прибаутки сказывались, дело и сделалось. Спасибо вам подружки милые и гости дорогие. Ведь недаром говорится: «Дело мастера боится!»

Полна кадка квашины, значит пришло время для веселья!

Девчата – хохотушки, запевай частушки!

(Поются ЧАСТУШКИ. По кругу передаётся кочан капусты, на ком музыка останавливается, тот и поет частушку.)

Девушка 1: А давайте в Капусту играть!

Девушка 2: Чтоб на следующий год она также хорошо уродилась!

Все: Давайте!

(Проводится ИГРА КАПУСТА.)

Хозяйка: Ну, вот пока играми забавлялись, пироги подоспели. Угощайтесь гостюшки! (Хозяйка разносит пироги гостям, а девушки становятся в линию и говорят по одной)

А на прощанье мы вам всем желаем!

Сало в ладонь, с чаем блины!

Пусть у вас будет веселый досуг!

Желаем хороших друзей и подруг!

Всем подружиться, жить, не тужить!

И свою жизнь счастливо прожить!

Все: Низкий поклон вам!

Приложение 2

Фольклорный праздник «В гостях у варежки»

(для детей 7-13 лет)

Цель: познакомить детей с необычным праздником, вызвать у детей радостно-эмоциональное состояние.

Задачи:

  • Рассказать историю варежки.
  • Рассказать о значении символов на варежке.
  • Провести игры и познакомить с зимними забавами.
  • Разыграть сказку «Рукавичка».
  • Провести мастер-класс.

Участники: педагоги, обучающиеся начальных классов.

Ход праздника:

Зал украшен рукавичками, и развешаны народные пословицы о рукавичке (варежке).

  • В рукавицу ветра не изловишь.
  • Не купил батька рукавичек, пусть руки зябнут.
  • Пришёл Спас – держи рукавички про запас!
  • На тяжёлый воз и рукавицы положишь, так потянут.
  • Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный праздник! А какой это праздник попробуйте догадаться.

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (варежки)

А теперь, отвечайте поскорей:

  • В какое время года носят варежки? (зимой)
  • Зачем их одевают? (на улице холодно, греются)
  • Что теплее перчатка или рукавица? (рукавица, потому что пальчики друг друга греют)

А вы знаете откуда пришли к нам рукавица? (дети отвечают)

Рукавички, пришли к нам из далёкого прошлого.

«Варега», так называли самую древнюю рукавицу. Эти рукавички были очень тёплые. На них шла шерсть молодой овцы-перволетки, остриженная весной. 

Педагог показывает детям, как чесали шерсть чёсками, затем как пряли шерсть на прялках.  И как нитки сматывали в клубок.

На большом стенде,  на котором развешаны разные рукавицы, педагог знакомит детей с орнаментами на рукавичках.

Птица такой орнамент приносил добро человеку.

Конь – считался хранителем дома, отгонял злых духов.

Рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра.

Цепочка из ромбов - дерево жизни.

Кресты - огонь или солнце. 

Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звезды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле.

Рукавички-загадки

Педагог: Вот у нас варежки. На обратной стороне загадка. Но чтобы её отгадать, нужно найти пару рукавичке. (Варежки с одинаковым орнаментом – это пара)

1.Я тепла не потерплю,

   Закручу метели.

   Замету снежком дома,

   Потому что я  ….(Зима)

2.Бело покрывало,

   На земле лежало,

   Лето пришло,

   Оно всё сошло. (Снег)

3. Дед Мороз, когда темно,

    К нам приходит под окно

    Из лесов и снежных гор

    Рисовать на нём…  (Узор)

4. Чтоб с горы кататься мог,

    Две дощечки есть для ног

    Мама мне кричит: Потише!

    А не то сломаешь…  (Лыжи)

5. Не видать его нигде,

    Он рисует на стекле

    Серебряную ёлку,

    Серебряного волка. (Мороз)

6. Не боюсь морозца я –

    Есть две шубки у меня,

    Согреют две сестрички,

    Зовут их …………(Рукавички

7. Кружит снег она вдоль улиц,

   Словно перья белых куриц.

   Зимушки-зимы подруга,

   Северная гостья……(Вьюга)

8. Кто-то тучу как перину,

    Разорвал наполовину.

    Вниз посыпались пушинки,

    Серебристые……(Снежинки)

9. Вот какие чудеса:

    Стали белыми леса.

    Берега озёр и рек,

    Что случилось? Выпал…..(Снег)

Педагог: А сейчас пришёл веселья час, посидели – отдохнули, потрудились – не уснули? Тогда я вам предлагаю поиграть в зимние забавы.

Командные игры.

  • Ирга в снежки.
  • Катание на лыжах. (в игре используются импровизированные лыжи сделанные из толстого картона)

Педагог: У меня есть волшебная рукавичка. В ней лежали названия сказок, но пока я шла, они заморозились и слиплись по две. Помогите, ребята, разморозьте их.

В рукавичке лежат смешанные названия сказок: Зимовье поросят. Бременская  лягушка. Курочка и семеро козлят. Красная Маша. Заюшкина лампа.

Ответы: «Зимовье зверей», «Три поросёнка», «Бременские музыканты», «Лягушка-царевна», «Курочка -ряба», «Волк и семеро козлят», Красная шапочка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волшебная лампа Алладина»

Педагог: Есть сказка, в которой упоминается рукавичка, кто скажет, что это за сказка? (Рукавичка)

Детям раздаются роли, разыгрывается сказка «Рукавичка».

Педагог: А сейчас предлагаю вам ребята, сделать каждому свою варежку.

Проводится мастер-класс. Ребята уже готовые шаблоны варежки украшают манкой. У каждого свой рисунок.

Подвижная игра «Хоровод с рукавичкой». Ребята встают в круг и под музыку передают варежку, на ком музыка останавливается, тот выходит в центр  выбирает и выполняет задание, которое заранее было приготовлено.

Педагог: Вот и подошёл к концу наш замечательный праздник. Мы много узнали о рукавичках, об орнаментальном значении рукавички, о разновидностях. Я думаю, что вам было интересно и весело. До скорых встреч!

Приложение 3

Фольклорный праздник «Масленка-облизуха»

(для детей 7-13 лет)

Цель: знакомство  с русскими народными праздниками их традиции и обычаи.

Задачи:

  • Рассказать о Масленице.
  • Познакомить с играми и масленичными забавами.
  • Провести мастер-класс по изготовлению солнышек, как символа Масленицы.

Участники: педагоги, обучающиеся начальных классов.

Ход праздника:

Зал украшен расписными платками, оформлен в виде избы, обязательным атрибутом на празднике должно быть чучело Масленицы.

Развешаны плакаты:

• «В зимний холод всякий молод».

• «Мороз не велик, а стоять не велит».

• «Не пугай, Зима: Весна придет!»

• «Кто замерз невзначай — пей горячий крепкий чай!»

• «Покупайте детям сладости — нет для них большей радости».

• «В наши русские блины все, конечно, влюблены».

Педагог: С давних времён Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы,  и празднуют целую неделю. Все веселятся – радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.  Итак, начинается Масленица в понедельник. Называется «Встреча»

Помощник 1. Я — понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю. В этот день девушки, парни распевали песни, начинали делать соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне.

Поётся песня «Мы давно блинов не если», водится хоровод.

Педагог: Второй день – вторник – звался «Заигрыш».

Помощник 2. Я — вторник, называют меня «заигрыш», потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.

В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Проводится русская народная игра «Горшки».

 

Педагог: Третий день Масленицы – Среда – «Лакомка» («сладкоежка»).

Помощник 3. Я — среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят.

В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему? Как вы думаете? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Игра «Веселый бубен»

Дети встают в круг и под музыку передают бубен друг другу со словами:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

 

Педагог: Четверг – четвертый день Масленицы – слыл разгульным и назывался «Широкий четверг» или «Разгуляй-четверг».

Помощник 4. Я — четверг, называюсь «широкий четверг», потому что я самый веселый и ненасытный день.

На этот день приходилась середина веселья и гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.

Проводится соревнование среди мальчиков «Перетягивание каната»

Педагог: Пятый и шестой дни – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

Помощник 5. Я — пятница, называют меня «тещин вечерок», потому, что мой папа ходит к бабушке на блины.

Помощник 6. Я — суббота, называют меня «посиделки», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.

Дети образуют пары и танцуют. Пляска «Я не в три косы косила».

Педагог: Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был днём «проводов зимы» или «Прощеное воскресенье»

 Помощник 7. Я - воскресенье, «прощальный день», потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: «Да не зайдет солнце во гневе вашем».

В этот день, чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей.

Проводится мастер-класс по изготовлению солнышек, как символа Масленицы.

Приложение 4

Фольклорный праздник «Сороки»

(для детей 7-13 лет)

Цель: познакомить с обычаями, традициями фольклорного праздника. Познакомить с произведениями малого устного фольклора:  закличками, песенками, пословицами, поговорками.

Задачи:

  • Рассказать об истории праздника «Сороки».
  • Рассказать о жизни в старину.
  • Разучить с детьми заклички.
  • Провести мастер-класс по изготовлению жаворонков из ткани.

Участники: педагоги, обучающиеся начальных классов.

Ход праздника:

( праздник проводится с помощью учащихся фольклорного ансамбля)

Сцена украшена вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.

На сцене русская печь, стол, скамейки. На столе самовар, сушки, пряники, чай.

Под тихую музыку, две девочки сидят на скамейки, вышивают, одна договаривает сказку про весну.

- А зима не уходит, морозы куёт да посылает их на перёд весны ледяные заслоны сколотить, сугробы намести. А весна летит, где крылом серебряным махнёт – там и ледяной заслон сметёт, другим махнёт – и снеговые сугробы тают. Морозы – то от весны бегут….

Выходит группа девушек, и поют закличку:

  Весна – красна!

  На чем, пришла?

  На кнутике, на хомутике!

  На сохе-бороне!

  На вертучем колесе!

Одна девушка: Девчата, не грустите, идёт, идёт, весна – красавица! Давайте её закликнем хорошенько, позовём жаворонушек?  (Поется закличка «Жаворонушки»)

Жаворонушки, уж вы матущки.

Прилетите к нам, принесите нам,

Лето тёплое! УУУУУ!

Унесите от нас,

Зиму холодную,

Нам зима надоела,

Весь хлеб переела! УУУУУ!

Прилетите к нам,

Принесите нам,

Весну красную,

И с сохой и бороной,

И кобылой вороной! УУУУУ!

Одна девочка: Давайте золотые ворота для весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить и зиму побороть. Хоть «зима весну пугает, да сама тает»!

Проводится хоровод «Идёт матушка весна» (музыка, как в игре «Золотые ворота»)

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Педагог: Ребята, 22 марта издавна на Руси отмечается праздник «Сороки» Назван он так в память о сорока мучениках, пострадавших за веру в 320 году. А ещё в этот день, встречают весну. По наблюдениям, именно с 22 марта начинаются утренники – утренние морозы – и продолжаются они ровно сорок дней.  В старину говорили так:

- « В день сорока мучеников сорок пичуг прилетают». Считалось, что в этот день прилетают сорок птиц из тёплых краёв и приносят на крыльях весну. Предвестниками весны, считали прилёт жаворонков «Жаворонок весну благословил».   Из этого и обычай, печь из ржаного теста «Жаворонков».

Сегодня мы с вами печь не будем, а из ткани смастерим замечательных Жаворонков, они и будут оберегом для вас этой весной.

Проводится мастер-класс.

Педагог: Ребята, давайте мы ещё раз позовём весну, для того чтоб она быстрее пришла! (Дети читают заклички  с выражение по очереди)

«Жаворонки, жаворонушки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое.

Унесите от нас зиму холодную.

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила»

«Весна, весна красная!

Приди весна с радость, с радостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С хлебом обильным.»

«Жаворнки прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякину подняла.

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся!»

Педагог: А теперь, честной народ, становись в хоровод, будем хоровод водить, будем птичек веселить! (хоровод « С моря – океана, с острова Буяна…»)

С моря – океана,

С острова Буяна

Весна-красна идёт,

Тёплое лето несёт.

А в лесах-то шумит,

В кустах трещит,

Бренчит роса в траве,

Звенит вода в роднике,

Хлещет солнечным лучом,

Что ремённым бичом,

А в саду всё цветёт,

Соловей поёт.

В центр круга выбегает три девушки, и произносят закличку:

- Нам весну закликать, зиму провожать, Гу-у-у!

- С ливнями, с цветами, с песнями, с журавлями, Гу-у-у!

- Вот бежит кругом вода, нету снега, нету льда, Гу-у-у!

Педагог: Ребята, скажите, вы любите отгадывать загадки?

А всех ли вы птиц знаете? Сейчас мы это и проверим.

Всех перелётных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица…. (Грач)

 

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) 

 

Белобокий Почтальон
Сто вестей разносит он.
По деревням и садам,
По деревьям, проводам. (Сорока) 

 

Смастерили домик птицам,
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы,
Называются - …(Скворцы)

 

Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

 

Проводится игра «Растяпа», по окончании игры девочки разбегаются в разные стороны, а мальчики их ловят и образуются пары. Дети танцуют.

(Парная пляска.)

После пляски проводится игра «Ручеёк».

Педагог: Здорово мы с вами повеселились, поплясали, надеюсь, что весна нас сегодня услышала и уже торопится к нам.

Дети выходят на улицу.

Педагог: Давайте на прощанье мы с вами прокричим: Весна приди и тепла принеси! (Дети кричат, направляя звук в небо)

Читать далее

15 Январь 2020

Методическая разработка «Цикл занятий «Волшебные кирпичики»

Методическая разработка «Цикл занятий «Волшебные кирпичики»

 

Цель:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

  • создать условия для овладения основами конструирования;

  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;

  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.



В процессе занятия конструктором ЛЕГО у ребенка развивается:

  • мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

  • Концентрация внимания;

  • мелкая моторика;

  • умение действовать по образцу;

  • пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;

  • достижение определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

В нашем Доме детского творчества при работе с дошкольниками используются разные способы обучения конструированию:

 

  • по образцу;

  • по модели;

  • по условиям;

  • по карточкам-схемам;

  • по свободному замыслу;

  • тематическое конструирование.

 

Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

 

  • момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;

  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;

  • стихотворения и загадки;

  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;

  • дидактические и подвижные игры;

  • познавательная беседа и обсуждение вопросов;

  • проблемная ситуация;

  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

     

     

    Конспект занятия «Доисторические животные»

     


    Модель «Динозавры» (без инструкции).
    Цель: учить собирать модель динозавра по картинке без инструкции.
    Задачи:
    - познакомиться с доисторическими животными;
    - рассмотреть разные виды динозавров;
    - построить модель динозавра по картинке без инструкции.
    Оборудование:

     

    компьютер, презентация, картинка с изображением модели динозавра из Лего.
    Ход занятия.
    1. Организационный момент .
    Жили на Земле давно,
    В мезозое ,эти звери
    И ходить на лапах двух
    Хорошо умели!
    - О ком мы сегодня будем говорить? (о динозаврах, доисторических животных.)
    - Что вы знаете о динозаврах?
    2
    . Просмотр презентации о динозаврах. Беседа о динозаврах.
    - Посмотрите презентацию о динозаврах.
    - Каких динозавров вы увидели?
    - На какие группы можно разделить всех динозавров? (хищные и травоядные).
    - Чем отличаются хищные динозавры от травоядных? (кожа хищных динозавров гладкая, а у травоядных она защищена шипами, панцирем или покрыта роговыми чешуйками).
    3. Физкультурная минутка «Изобрази динозавра»
    4. Сборка динозавров по картинке без инструкции .

    - Посмотрите на картинки. Какой динозавр?

     

    - Какие кубики вам понадобятся?

     

    Приступайте к работе
    5. Физкультурная минутка для глаз.
    6. Продолжение работы, демонстрация результата
    .
    - Давайте посмотрим, какие динозавры у нас получились.
    7. Итог занятия.
    - Что нового вы узнали о динозаврах?
    -Чем отличаются динозавры?
    -На какие группы их можно разделить?
    - Как отличить хищных динозавров от травоядных?
    До свиданья, ребята! На следующем занятии нас тоже ждет много интересного! Жду все! До встречи!

     

    Конспект занятия по лего-конструированию

    «LEGO-зоопарк»

     

    Тип занятия: занятие закрепление умений и навыков

    Вид занятия: комбинированный

    Цель: изучение способов скрепления деталей конструктора, повторение правил создания сюжетной композиции, соблюдая пропорции, симметричность, устойчивость

    Задачи:

    • Моделировать объекты реального мира на основе LEGO конструирования.

    Закрепить понятие «зоопарк», его значение в жизни человека. Расширять знания детей о животных зоопарка.

    • Продолжать знакомить с деталями конструктора лего, способах крепления.

    • Формировать умение конструировать по образцу.

    • Формировать коммуникативные навыки детей при работе в коллективе.

    • Обогащать словарный запас.

    • Развивать зрительное и пространственное восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, память, мелкую моторику.

    • Развивать интерес к конструктивной деятельности посредством конструктора LEGO.

    • Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичами и пластинами, умении делать перекрытия.

    • Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования.

    • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь окружающим.

    Возрастная категория: группа дошкольной подготовки

    Личностные УУД:

    - ребенок осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

    - осознание своих возможностей в учении.

    Регулятивные УУД:

    - формулировать и удерживать учебную задачу;

    - составлять план и последовательность действий;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Познавательные УУД:

    -поиск новой информации;

    -умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости.

    Коммуникативные УУД:

    -умение работать в команде, умение вступать в диалог.

    Материалы и оборудование: строительный набор LEGO Education,

    карточки с образцами постройки животных, фотографии животных (жираф, , олень, , верблюд, страус, , слон).

    Планируемые результаты:

    - развить познавательные умения и навыки учащихся;

    - собрать модель животного, обитающего в зоопарке, используя навыки скрепления деталей.

    Умения, характеризующие достижения этого результата:

    • формирование практических навыков конструирования моделей с применением правил симметричности;

    • проведение демонстрации модели;

    • умение выделять путь решения в зависимости от поставленной задачи;

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский

    Оборудование: конструктор LEGO

    Ход занятия:

    1. Организационная часть

    Занятие начинается с приветствия «Друг»:

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

    Педагог: Молодцы! Мы улыбнулись друг другу, подарили хорошее настроение!

    2.Этап знакомства и закрепления

    Педагог: Хорошо! Сейчас я приглашаю вас подойти к столу. Что вы на нем видите? (разные детали конструктора). Правильно. На столе лежат разные детали лего-конструктора. Сегодня мы с вами будем играть в строителей. Для этого нам понадобятся много деталей. Предлагаю вспомнить название каждой детали.

    Игра «Волшебный мешочек»

    (Дети по очереди достают детали лего-конструктора из мешочка, внимательно смотрят на неё, называют. .)

    Педагог: Молодцы! А теперь, чтобы узнать, что мы будем сегодня строить, я предлагаю отгадать вам загадку:

    Это очень странный сад.

    Звери в клетках там сидят.

    Его парком называют.

    Люди в парке отдыхают.

    Там укрытия, вольеры.

    За забором ходят звери.

    Как мы этот парк зовем

    И смотреть зверей идем.

    Дети: Зоопарк.

    Педагог: Молодцы. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зоопарке. А что же такое зоопарк? (ответы детей)

    Педагог: Зоопарк – это место, где содержатся дикие животные, часто привезенные издалека, из тех уголков планеты, где они обитают в естественных условиях. В зоопарках за животными ухаживают, здесь их изучают и разводят, тем самым зачастую спасая целые виды животных от вымирания.

    Зачем людям нужны зоопарки? (В зоопарке изучают поведение животных, звериные болезни и учатся их лечить. Заботятся о разведении в неволе редких животных, чтобы они смогли сохраниться на Земле.)

    Педагог: Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там встречали? (ответы детей)

    Сегодня мы узнаем кто же будет жить в нашем зоопарке? Будем самостоятельно конструировать животных в зоопарке.

    Физминутка«Зоопарк».

    Педагог предлагает ребятам представить, что они тоже звери и живут в зоопарке.)

    По зоопарку мы шагаем Маршируют на месте)

    И медведя там встречаем (Раскачивание туловища)

    Этот мишка косолапый

    Широко расставил лапы, (Руки полусогнуты в локтях,

    То одну, то обе вместе переступание с ноги на ногу)

    Долго топчется на месте.

    Впереди из-за куста (Дети всматриваются вдаль,

    Смотрит хитрая лиса. (держа ладонь над бровями повороты )

    Мы лисичку обхитрим

    На носочках пробежим. (Бег на месте на носках)

    Вот волчата спинку выгнули (Прогнуться в спине вперед)

    И легонечко подпрыгнули. (Легкий прыжок вверх)

    Подражаем мы зайчишке (Ладони на голову, подскоки)

    Непоседе-шалунишке.

    Но закончилась игра

    Заниматься нам пора. (Вернуться на места).

    3.Подготовительный этап: Ребята, у нас с вами получится необычный зоопарк. Может кто-то догадался, почему этот зоопарк я назвала «необычным». Это LEGO-зоопарк. Все его жители сделаны из деталей конструктора LEGO.

    Повторение правил техники безопасности при работе с лего-конструктором.

    Составление алгоритма построения животного. Выбор основных деталей.

    Пойдемте открывать зоопарк.

    4.Практический этап

    Предлагаю вам построить животных по образцу.

    Педагог предлагает детям построить животного по образцу.

    5.Итог занятия

    Выставка изделий.

    Педагог: О чем мы с вами сегодня разговаривали? Чем мы занимались? Что Вам понравилось больше всего?

    Какое задание было трудным?

     

     

    Конспект занятия

     

    «Цветик-семицветик»

     



     

    Материалы и оборудование: конструктор Лего, видео мультфильм по мотивам сказки В. Катаева «Цветик -семицветик».

     

    Формы и методы проведения занятия: беседа, игра, самостоятельная (практическая работа), информационные технологии (демонстрация мультфильма), рефлексия.

     

    Ход занятия:

     

    Приветствие:

     

    Ну, ребята, чур молчок,

     

    Начинается урок.

     

    Будем вместе мы опять

     

    Думать, строить, сочинять.

     

    Будем отвечать активно,

     

    Хорошо себя вести,

     

    Чтобы весело с конструктором

     

    Занятие провести!

     

    Сегодня мы будем строить из лего по заданию в соответствии с планом.

     

    Поставим для себя задачу на занятие: чтобы выполнить задание мы должны быть какими?

     

    Внимательными, наблюдательными, изобретательными!!

     

    Можем начать выполнять работу? Нет. Нужно получить задание!

     

    А чтобы определить задание, посмотрим отрывок из мультфильма по сказке Валентина Катаева. (Мультфильм)

     

    Как называется эта сказка? « Цветик-семицветик».

     

    Без чего не было бы сказки?

     

    Без цветика-семицветика.

     

    Где рос цветик-семицветик?

     

    В саду

     

    Кто хозяйка сада?

     

    Бабушка-волшебница

     

    Где она жила? в домике.

     

    Что мы с вами можем построить?

     

    ВНИМАНИЕ задание: построить домик и сад для волшебницы из Лего.

     

    Физминутка:

     

    Лего-умная игра

     

    Завлекательна, хитра

     

    Интересно здесь играть

     

    Строить, составлять, искать!

     

    Приглашаю всех друзей

     

    Лего собирать скорей!

     

    Я вам предлагаю создать модель домика с садом волшебницы из этой сказки. Для этого вам нужно распределиться на 2 группы. Обсудить в группе, кто что будет строить. Выбрать нужные детали. Собрать волшебный домики и сад!

     

    Защита. Рассказать о домике и саде-что есть у домика и в саду и зачем и кто строил.

     

    . Молодцы! Каждая команда работала хорошо и справилась с заданием! Выполнили задачу? Давайте оценим себя!

     

    Рефлексия Пантомима Дети пантомимой должны показать результаты своей работы. Руки вверх- довольны своей работой, голова вниз- недовольны.

     

    Что на вас произвело наибольшее впечатление?

     

    Какие умения приобрели? Умение быть какими?

     

    Пригодятся ли вам умения, приобретенные на занятии в дальнейшей жизни?

     

    Воспитательный момент.

     

    Ребята, давайте вспомним конец сказки. Бабушка подарила цветок Жене и Вите , дала возможность совершать добрые дела.

     

    Если вы смогли построить домик волшебницы, значит , вы могли бы и сами стать волшебниками и сегодня у вас есть возможность подумать какое доброе дело вы сделали бы. Подойдите ко мне (пригласить детей к столу, где лежат лепестки цветочки) Возьмите по лепестку.

     

    Если бы у вас был волшебный цветок, какое доброе дело вы сделали бы?

     

    Дети по очереди рассказывают, какое доброе сделали бы.

     

    Все ваши пожелания говорят о том, что вы добрые, милосердные. И мое пожелание, чтобы вы всегда оставались такими добрыми. Недаром говорят : Доброта-украшенье человека. Творите добро и оно вам обязательно вернется!

     

    Спасибо! Соберем конструктор на место и попрощаемся до следующего занятия!

     

     

 

Методические материалы разработанные Кустовой И.В., размещены на сайте Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска

 

http://ddt-baltiysk.ru/metodicheskaya-kopilka.html

 

Читать далее

14 Январь 2020

Всероссийские соревнования ИКаР и ИКаРенок

Информационное письмо о проведении отборочных региональных этапов

Всероссийских соревнований ИКаР и ИКаРенок

МАУДО ДДТ г. Балтийска – ресурсный центр Всероссийских соревнований ИКаР
и ИКаРенок – сообщает о проведении отборочных региональных этапов Всероссийских
соревнований ИКаР и ИКаРенок сезона 2019-2020

Читать далее

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска