Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска 

Методическая разработка «Цикл занятий «Волшебные кирпичики»

 

Цель:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

  • создать условия для овладения основами конструирования;

  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;

  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.



В процессе занятия конструктором ЛЕГО у ребенка развивается:

  • мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

  • Концентрация внимания;

  • мелкая моторика;

  • умение действовать по образцу;

  • пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;

  • достижение определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

В нашем Доме детского творчества при работе с дошкольниками используются разные способы обучения конструированию:

 

  • по образцу;

  • по модели;

  • по условиям;

  • по карточкам-схемам;

  • по свободному замыслу;

  • тематическое конструирование.

 

Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

 

  • момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;

  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;

  • стихотворения и загадки;

  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;

  • дидактические и подвижные игры;

  • познавательная беседа и обсуждение вопросов;

  • проблемная ситуация;

  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

     

     

    Конспект занятия «Доисторические животные»

     


    Модель «Динозавры» (без инструкции).
    Цель: учить собирать модель динозавра по картинке без инструкции.
    Задачи:
    - познакомиться с доисторическими животными;
    - рассмотреть разные виды динозавров;
    - построить модель динозавра по картинке без инструкции.
    Оборудование:

     

    компьютер, презентация, картинка с изображением модели динозавра из Лего.
    Ход занятия.
    1. Организационный момент .
    Жили на Земле давно,
    В мезозое ,эти звери
    И ходить на лапах двух
    Хорошо умели!
    - О ком мы сегодня будем говорить? (о динозаврах, доисторических животных.)
    - Что вы знаете о динозаврах?
    2
    . Просмотр презентации о динозаврах. Беседа о динозаврах.
    - Посмотрите презентацию о динозаврах.
    - Каких динозавров вы увидели?
    - На какие группы можно разделить всех динозавров? (хищные и травоядные).
    - Чем отличаются хищные динозавры от травоядных? (кожа хищных динозавров гладкая, а у травоядных она защищена шипами, панцирем или покрыта роговыми чешуйками).
    3. Физкультурная минутка «Изобрази динозавра»
    4. Сборка динозавров по картинке без инструкции .

    - Посмотрите на картинки. Какой динозавр?

     

    - Какие кубики вам понадобятся?

     

    Приступайте к работе
    5. Физкультурная минутка для глаз.
    6. Продолжение работы, демонстрация результата
    .
    - Давайте посмотрим, какие динозавры у нас получились.
    7. Итог занятия.
    - Что нового вы узнали о динозаврах?
    -Чем отличаются динозавры?
    -На какие группы их можно разделить?
    - Как отличить хищных динозавров от травоядных?
    До свиданья, ребята! На следующем занятии нас тоже ждет много интересного! Жду все! До встречи!

     

    Конспект занятия по лего-конструированию

    «LEGO-зоопарк»

     

    Тип занятия: занятие закрепление умений и навыков

    Вид занятия: комбинированный

    Цель: изучение способов скрепления деталей конструктора, повторение правил создания сюжетной композиции, соблюдая пропорции, симметричность, устойчивость

    Задачи:

    • Моделировать объекты реального мира на основе LEGO конструирования.

    Закрепить понятие «зоопарк», его значение в жизни человека. Расширять знания детей о животных зоопарка.

    • Продолжать знакомить с деталями конструктора лего, способах крепления.

    • Формировать умение конструировать по образцу.

    • Формировать коммуникативные навыки детей при работе в коллективе.

    • Обогащать словарный запас.

    • Развивать зрительное и пространственное восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, память, мелкую моторику.

    • Развивать интерес к конструктивной деятельности посредством конструктора LEGO.

    • Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичами и пластинами, умении делать перекрытия.

    • Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования.

    • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь окружающим.

    Возрастная категория: группа дошкольной подготовки

    Личностные УУД:

    - ребенок осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

    - осознание своих возможностей в учении.

    Регулятивные УУД:

    - формулировать и удерживать учебную задачу;

    - составлять план и последовательность действий;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Познавательные УУД:

    -поиск новой информации;

    -умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости.

    Коммуникативные УУД:

    -умение работать в команде, умение вступать в диалог.

    Материалы и оборудование: строительный набор LEGO Education,

    карточки с образцами постройки животных, фотографии животных (жираф, , олень, , верблюд, страус, , слон).

    Планируемые результаты:

    - развить познавательные умения и навыки учащихся;

    - собрать модель животного, обитающего в зоопарке, используя навыки скрепления деталей.

    Умения, характеризующие достижения этого результата:

    • формирование практических навыков конструирования моделей с применением правил симметричности;

    • проведение демонстрации модели;

    • умение выделять путь решения в зависимости от поставленной задачи;

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский

    Оборудование: конструктор LEGO

    Ход занятия:

    1. Организационная часть

    Занятие начинается с приветствия «Друг»:

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

    Педагог: Молодцы! Мы улыбнулись друг другу, подарили хорошее настроение!

    2.Этап знакомства и закрепления

    Педагог: Хорошо! Сейчас я приглашаю вас подойти к столу. Что вы на нем видите? (разные детали конструктора). Правильно. На столе лежат разные детали лего-конструктора. Сегодня мы с вами будем играть в строителей. Для этого нам понадобятся много деталей. Предлагаю вспомнить название каждой детали.

    Игра «Волшебный мешочек»

    (Дети по очереди достают детали лего-конструктора из мешочка, внимательно смотрят на неё, называют. .)

    Педагог: Молодцы! А теперь, чтобы узнать, что мы будем сегодня строить, я предлагаю отгадать вам загадку:

    Это очень странный сад.

    Звери в клетках там сидят.

    Его парком называют.

    Люди в парке отдыхают.

    Там укрытия, вольеры.

    За забором ходят звери.

    Как мы этот парк зовем

    И смотреть зверей идем.

    Дети: Зоопарк.

    Педагог: Молодцы. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зоопарке. А что же такое зоопарк? (ответы детей)

    Педагог: Зоопарк – это место, где содержатся дикие животные, часто привезенные издалека, из тех уголков планеты, где они обитают в естественных условиях. В зоопарках за животными ухаживают, здесь их изучают и разводят, тем самым зачастую спасая целые виды животных от вымирания.

    Зачем людям нужны зоопарки? (В зоопарке изучают поведение животных, звериные болезни и учатся их лечить. Заботятся о разведении в неволе редких животных, чтобы они смогли сохраниться на Земле.)

    Педагог: Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там встречали? (ответы детей)

    Сегодня мы узнаем кто же будет жить в нашем зоопарке? Будем самостоятельно конструировать животных в зоопарке.

    Физминутка«Зоопарк».

    Педагог предлагает ребятам представить, что они тоже звери и живут в зоопарке.)

    По зоопарку мы шагаем Маршируют на месте)

    И медведя там встречаем (Раскачивание туловища)

    Этот мишка косолапый

    Широко расставил лапы, (Руки полусогнуты в локтях,

    То одну, то обе вместе переступание с ноги на ногу)

    Долго топчется на месте.

    Впереди из-за куста (Дети всматриваются вдаль,

    Смотрит хитрая лиса. (держа ладонь над бровями повороты )

    Мы лисичку обхитрим

    На носочках пробежим. (Бег на месте на носках)

    Вот волчата спинку выгнули (Прогнуться в спине вперед)

    И легонечко подпрыгнули. (Легкий прыжок вверх)

    Подражаем мы зайчишке (Ладони на голову, подскоки)

    Непоседе-шалунишке.

    Но закончилась игра

    Заниматься нам пора. (Вернуться на места).

    3.Подготовительный этап: Ребята, у нас с вами получится необычный зоопарк. Может кто-то догадался, почему этот зоопарк я назвала «необычным». Это LEGO-зоопарк. Все его жители сделаны из деталей конструктора LEGO.

    Повторение правил техники безопасности при работе с лего-конструктором.

    Составление алгоритма построения животного. Выбор основных деталей.

    Пойдемте открывать зоопарк.

    4.Практический этап

    Предлагаю вам построить животных по образцу.

    Педагог предлагает детям построить животного по образцу.

    5.Итог занятия

    Выставка изделий.

    Педагог: О чем мы с вами сегодня разговаривали? Чем мы занимались? Что Вам понравилось больше всего?

    Какое задание было трудным?

     

     

    Конспект занятия

     

    «Цветик-семицветик»

     



     

    Материалы и оборудование: конструктор Лего, видео мультфильм по мотивам сказки В. Катаева «Цветик -семицветик».

     

    Формы и методы проведения занятия: беседа, игра, самостоятельная (практическая работа), информационные технологии (демонстрация мультфильма), рефлексия.

     

    Ход занятия:

     

    Приветствие:

     

    Ну, ребята, чур молчок,

     

    Начинается урок.

     

    Будем вместе мы опять

     

    Думать, строить, сочинять.

     

    Будем отвечать активно,

     

    Хорошо себя вести,

     

    Чтобы весело с конструктором

     

    Занятие провести!

     

    Сегодня мы будем строить из лего по заданию в соответствии с планом.

     

    Поставим для себя задачу на занятие: чтобы выполнить задание мы должны быть какими?

     

    Внимательными, наблюдательными, изобретательными!!

     

    Можем начать выполнять работу? Нет. Нужно получить задание!

     

    А чтобы определить задание, посмотрим отрывок из мультфильма по сказке Валентина Катаева. (Мультфильм)

     

    Как называется эта сказка? « Цветик-семицветик».

     

    Без чего не было бы сказки?

     

    Без цветика-семицветика.

     

    Где рос цветик-семицветик?

     

    В саду

     

    Кто хозяйка сада?

     

    Бабушка-волшебница

     

    Где она жила? в домике.

     

    Что мы с вами можем построить?

     

    ВНИМАНИЕ задание: построить домик и сад для волшебницы из Лего.

     

    Физминутка:

     

    Лего-умная игра

     

    Завлекательна, хитра

     

    Интересно здесь играть

     

    Строить, составлять, искать!

     

    Приглашаю всех друзей

     

    Лего собирать скорей!

     

    Я вам предлагаю создать модель домика с садом волшебницы из этой сказки. Для этого вам нужно распределиться на 2 группы. Обсудить в группе, кто что будет строить. Выбрать нужные детали. Собрать волшебный домики и сад!

     

    Защита. Рассказать о домике и саде-что есть у домика и в саду и зачем и кто строил.

     

    . Молодцы! Каждая команда работала хорошо и справилась с заданием! Выполнили задачу? Давайте оценим себя!

     

    Рефлексия Пантомима Дети пантомимой должны показать результаты своей работы. Руки вверх- довольны своей работой, голова вниз- недовольны.

     

    Что на вас произвело наибольшее впечатление?

     

    Какие умения приобрели? Умение быть какими?

     

    Пригодятся ли вам умения, приобретенные на занятии в дальнейшей жизни?

     

    Воспитательный момент.

     

    Ребята, давайте вспомним конец сказки. Бабушка подарила цветок Жене и Вите , дала возможность совершать добрые дела.

     

    Если вы смогли построить домик волшебницы, значит , вы могли бы и сами стать волшебниками и сегодня у вас есть возможность подумать какое доброе дело вы сделали бы. Подойдите ко мне (пригласить детей к столу, где лежат лепестки цветочки) Возьмите по лепестку.

     

    Если бы у вас был волшебный цветок, какое доброе дело вы сделали бы?

     

    Дети по очереди рассказывают, какое доброе сделали бы.

     

    Все ваши пожелания говорят о том, что вы добрые, милосердные. И мое пожелание, чтобы вы всегда оставались такими добрыми. Недаром говорят : Доброта-украшенье человека. Творите добро и оно вам обязательно вернется!

     

    Спасибо! Соберем конструктор на место и попрощаемся до следующего занятия!

     

     

 

Методические материалы разработанные Кустовой И.В., размещены на сайте Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска

 

http://ddt-baltiysk.ru/metodicheskaya-kopilka.html

 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Балтийска